Печать

Аренда или собственность?

Какой путь развития более рационален для торговой сети средних размеров: аренда площадей или выкуп их в собственность?

С одной стороны, большие торговые помещения выгодно иметь в собственности. Основная причина тому – высокая стоимость аренды. Если в сети уже существуют несколько магазинов с торговой площадью от 200 до 500 кв. м и они находятся в центре города на пересечении самых оживленных магистралей, то распространение на периферию не так выгодно. К тому же, каждый новый объект требует затрат на его полную отделку и оснащение торговым и холодильным оборудованием, в отличие от действующего магазина. Когда направление супермаркетов и магазинов самообслуживания только развивалось, у многих была возможность открыть магазины в центре. Теперь же, никому не интересно расширяться на окраины города. В нынешних условиях важно увеличение торговой площади в уже существующих магазинах, хорошо, если для этого есть возможность, за счет приобретения в собственность близлежащих помещений. Удобно, если магазины находятся не в отдельных зданиях, а занимают первые этажи жилых домов. Единственная проблема — цены на недвижимость в центре выше приблизительно на 60 %, чем на окраинах города. Такая политика обеспечивает высокую проходимость существующих магазинов — около 1 500 человек ежедневно.

С другой точки зрения, более выгодна аренда. Во-первых, по причине того, что она не требует больших денежных средств на начальном этапе, которые идут на приобретение помещения в собственность, а позволяет сразу вложить деньги в торговлю. Во-вторых, на ценообразование особо не влияет в собственности помещение или оно арендуется. Третье, если вдруг что-то произойдет, всегда можно забрать свое торговое оборудование и уйти, взять другой объект. Четвертая причина — мировой опыт показывает, что это выгоднее. Например, многие магазины Франции, Германии развиваются именно на арендованных площадях. Каждый должен заниматься своим делом, потому что есть компании, которые зарабатывают именно на сдаче площадей в аренду, а есть компании, которые занимаются исключительно торговой деятельностью. Другое дело — продажа бизнеса, тогда выгоднее собственность. На сегодняшний день на коммерческую недвижимость цены очень высоки. Это одна из причин, почему не выгодно выкупать торговые помещения.

Если население города составляет более миллиона жителей, выгоднее собственность. Многие владельцы придерживаются концепции развития сети магазинов «у дома». Они могут находиться и в центре города, и на окраинах, особенно в зонах локального проживания людей. Цены на недвижимость в крупных городах обычно достаточно высокие. Если окупаемость покупки за пять лет равна стоимости аренды, лучше выкупить помещение. На первом этапе можно заключить договор аренды торговых помещений, но в будущем нужно стремимся к тому, чтобы выкупить их. Такой подход позволяет постоянно открывать новые точки, расширяя сеть. Это дает возможность составить серьезную конкуренцию на рынке продовольственных сетей и магазинов. Многие придерживаются именно этого пути: и арендуют, и выкупают в собственность. Выкупить все магазины — очень сложно.